Земля советская

О чем эта книга?

В этой книге содержатся некоторые сведения о России советских времен

ХИБИНЫ... В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Нельзя забывать и о том, что организация перевозок по естественному водному пути требует в 5 —6 раз меньше капиталовложе­ний, чем строительство однопутной желе­зной дороги такой же протяженности.

Но железные или автомобильные дороги можно проложить практически в любом на­правлении. А конфигурация водных путей создана самой природой и во многих случа­ях не совпадает с основными направления­ми грузопотоков. Действительно, значитель­ная часть грузов перемещается в направле­нии восток — запад, а   большинство судохо­дных рек имеет меридиональное направле­ние. Но и в этой проблеме следует разобрать­ся конкретнее. Во-первых, грузопоток, иду­щий с востока, из быстро развивающихся районов Сибири, пересекая Уральский хре­бет, распределяется по всем экономическим районам Европейской части страны.

Да и сама конфигурация водных путей стала подвластна человеку. Уже  сегодня межбассейновые  соединения связали воедино все крупные реки Европей­ской части СССР. Активно ведутся работы по обоснованию таких соединений между, сибирскими реками, рассматривается проект переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию, что позволит связать ка­налом Иртыш с Каспийским морем, создать Единую  глубоководную систему внутрен­них водных путей СССР, способную освоить перевозки практически во всех направле­ниях.

А вообще стоит ли развивать речной тран­спорт, не обеспечивающий регулярных пере­возок? Ведь в достаточно суровых климати­ческих условиях нашей страны реки доступ­ны для судоходства не более полугода, а в Сибири даже меньше -3-5 месяцев, а на некоторых притоках — всего 20 — 40 дней.

 

Судоподъемник на Красноярской

 

Отвечая на этот вопрос, нельзя забывать о важной особенности размещения произво­дительных сил в восточных районах. Про­мышленные предприятия — нефте и газо­промыслы, рудники, леспромхозы — рассре­доточены здесь на огромной площади. Под­вести к каждому из них железную дорогу — дело мало реальное и явно неэкономичное. Поэтому роль речного транспора в Сибири и на Дальнем Востоке не уменьшится и в бу­дущем.

Особенно активно участвует речной тран­спорт в освоении нефтяных и газовых ме­сторождений Западно-Сибирской равнины, преобладающая часть которых размещена в отдаленных северных районах. Значитель­ная часть нефтяных запасов сосредоточено на севере Тюменской области, в Ямало-Не­нецком национальном округе. В заполяр­ных районах сконцентрированы почти все месторождения природного газа. Необходи­мые грузы доставляются в эту зону почти полностью речным транспортом в исключи­

Оглавление